Колесо Года неразрывно связанно с культурой кельтов и культом солнца. Хотя, похожие праздники встречались и в других культурах, именно у кельтов эта традиция выражена наиболее ярко.
Язычники делили год на несколько частей, наблюдая за солнцем и природой, что вполне логично, они приурочивали праздники к Солнцестояниям и Равноденствиям, первому снегу, сбору урожая. Кельты делили год на восемь частей:
Йоль и Лита - дни солнцестояний, они считались особенными для магов дней, означающие важный этап в путешествии Солнца по небу.
Остара и Мабон - дни равноденствий, в этот период кельты праздновали начала сезона или сбор урожая.
Имболк и Лагнасад - торжество в честь начала или конца сезона, воспевающие богов Бриг и Луга. И, наконец,
Балтейн и Самайн - дни, означающие переход года на тёмную или светлую сторону.

На мой взгляд, логичнее начинать отсчёт с Йоля. Или нам так привычнее. Стоит упомянуть, что кельты начинали праздновать с вечера предыдущего дня, то есть веселились всю ночь.
Йоль (Yule) 21.12 - Зимнее солнцестояние
День, когда Колесо Года начинает поворачивается на светлую сторону. "Время тьмы" - поскольку Солнце в этот день освещает Землю меньше всего, уступая место ночи. Йоль ассоциируется с Рождеством, и не зря. Этот праздник означал перерождение, переход на новую ступень. Йоль был временем пиров в кругу семьи, когда все собирались посмотреть на восход нового Солнца, восставшее из мрака. В ту ночь жгли костры, отгонявшие духов тьмы, если те вдруг решались нанести последний удар. После Йоля тринадцать дней шли "Ночи Духов" (в немецком сейчас сохранилось название "Weihnachten"). Эти дни считались священными - брешью между двумя годами, где и время и пространство утрачивало власть и рождалось новое Солнце. Время Урд, богини судьбы, что плетёт нить жизни. А после тринадцатого дня наступал "день судьбы", когда все дела и происшествия, свершившиеся до захода Солнца определяли весь следующий год. Имболк (Imbolik) 01.02
"Возвращение света", как называли его кельты. На этом этапе Солнце начинало понемногу вступать в силу, очищая землю и пробуждая жизнь. Празднику покровительствовала Бригитта (Бригит) - богиня семьи и любви, домашнего очага. Имболк был домашним праздником, путешествовать в то время считалось плохой приметой. Юноши и девушки обручались, именно в то время рождалось много детей (скорее, это связанно с гулянками на Балтейн). Остара (Ostara) 21.03 - Весеннее равноденствие
Остара считался первым днём истинной весны. Уже прошла четверть года, скоро наступит лето. Праздник означал начало жизни, брачного периода, цветения. Балтейн (Beltaine) 01.05
Один из самых важных праздников у кельтов - переход тёмной стороны года на светлую, грубо говоря, зима окончательно сменялась летом. Ночь с 31 на 1 время, - когда открывались врата в мир духов. С ним связанно наше Первое мае - праздник весны, и Вальпургиева Ночь, когда ведьмы слетались на Лысую Гору (в Скандинавии они тоже слетались на что-то с непроизносимым названием). С приходом христианства эта дата окрасилась в зловещие краски, и крестьяне тогда запирались в домах и выставляли косы и серпы у дверей, чтобы ведьмы напоролись на них. А кельты праздновали приход лета пирами, плясками и жгли костры. В Ирландии в каждом селении выбирали себе Короля и Королеву эльфов, которые должны были носить зелёную одежду. Лита (Litha) 21.06 - Летнее солнцестояние
Самый длинный день и самая короткая ночь. День концентрации энергии и великой магии, особое время для магов и друидов. Такой же мистический праздник, как и Йоль, отмечающий половину пути Солнца, которое с того дня начинало убывать. Весь день целители собирали травы, веря, что именно в это время они наполняются чудодейственной силой. Лита был одновременно праздником радости, поскольку Солнце представало во всём своём цвете, так и грусти, ведь с этого дня оно уходило всё дальше и дальше. Кстати, у кельтов существовал, схожий с нашей культурой обряд, искать папоротник в этот день. Лугнасад (Lughnasadh) 01.08
Одно из названий - Ламасс, праздник, который воспевал кельтского бога Луга, покровителя ремёсел и земледелия. В этот день отмечали удавшийся плодородный год и благодарили за это Луга. Характерной чертой был торжественный первый покос в поле и приготовление особенного хлеба для праздника. Начинался сбор урожая.Мабон (Mabon) 21.09 - Осенее равноденствие
Мабон знаменовал конец сбора урожая. В этот день устраивался последний торжественный сбор, а потом пир на всю ночь. Кельты шли в лес и собирали также травы, ягоды и листья. В ночь подводились итоги дел за урожайный год, строились планы на остававшуюся часть года. Осеннее равноденствие напоминало о скорой смене светлой части года на тёмную. Самайн (Samahein) 01.11
Это почти наш Хэллуин. Шутка, но в христианском мире на 31 октября приходится День Всех Святых, который берёт свой начало именно от Самайна, который, в свою очередь, происходит от арийского дня мёртвых, празднества в честь Повелителя Мёртвых Самана. Самайн означает конец светлой половины года и переход на тёмную. Как и Балтейн, называется днём огня, поскольку в ночь с 31 на 1 жгут костры, для отвода злых духов, вырвавшихся из другого мира. Ночь была временем коротких битв между, вышедшими из загробного, мира духами и людьми. Согласно поверью, умершие год назад, могли получить шанс возродится в это время, также считалось, в этот день боги сходят на Землю, чтобы обозреть свои владения. Кому не хватило одной картиночки...

